Уважаемый г-н Карачевский!
Любопытствую — где «Купала»? Где «Авантюры Прантиша Вырвича»? Где фильмы, которые должны были стать монолитными блоками в фундамент «белорусского мифа», столь старательно создаваемого до августа прошлого года нашей продвинутой творческой интеллигенцией? Где, в конце концов, результат многомиллионных государственных вливаний в кинематограф?
Нету. Ни «Купалы», ни «Прантиша». И понятно, почему их нет — лучше уж лишится поста за убытки, чем сесть за пропаганду змагарских «ценностей». А то, что оба эти фильма по сути своей есть именно пропаганда змагарства — тут к бабке не ходи….
Я сейчас, может быть, не самые политкорректные слова напишу — но без них никак. Кто такой Янка Купала, в миру Ива́н Домини́кович Луце́вич? Белорусский поэт и переводчик, драматург, публицист середины ХХ века. Писал вершыки и поэмы, которые мы учили в школе. Наверное, неплохие вершыки и поэмы, раз его внесли во все хрестоматии по белорусской литературе. Вот, например, этот вершык мне лично очень нравится:
НО! Снятый Беларусьфильмом блокбастер — не о вершыках. Он о трагической судьбе белорусского песняра, вынужденного ежедневно, ежечасно, ежеминутно наступать своей песне на горло — чтобы удержаться по эту сторону колючей проволоки. Ибо большинство коллег выдатнага песняра по чьим-то доносам оказались, увы, по ту сторону — и сгинули в лагерях и тюрьмах. А песняр — нет. Не сгинул. Остался на плаву. Чтобы в сорок втором скончыць жыццё самагубствам — сиганув в лестничный пролёт гостиницы «Москва». Не выдержала, в общем, душа поэта…. И я очень подозреваю, что фильм «Купала» нашего Беларусьфильма — именно о причинах сего самагубства. В числе коих, я полагаю, прежде всего — удушающий имперский сапог на горле свободного народа, чьим певцом был Купала. До августа прошлого года русофобия, антисоветизм и завуалированная ненависть к свинцовой московской имперскости была трендом у наших творцау…
И тут грянули известные события. Творческая интеллигенция в основной своей массе поддержала благородных юношей с прекрасными лицами, вышедших под бчб-знамёнами крушить диктатуру. Но — не сложилось. Диктатура устояла. И русофобский и антиимперский «Купала» стал не комильфо. Ставить его в прокат по нынешним временам — махом оказаться среди клиентов тов. Шведа. Да, Владимир Михайлович? Таковая реальная причина снятия «Купалы» с проката?
То же самое — и с «Авантюрами Прантиша Вырвича». Снятый по графоманским опусам г-жи Рублевской, о которых я как-то писал: https://imhoclub.by/ru/material/grafomanija_na_strojke_belorusskogo_mifa — сегодня оказался совсем не ко двору. И его тоже тихонько положили на дальнюю полку — в надежде, что публика забудет о широковещательных планах его проката по всей Белоруссии…
Не забудет. И рано или поздно — спросит. Как у Владимира Семёновича — «Где деньги, Зин?»
И придется ответить.
И думаю, что скорее рано, чем поздно….
С уважением
Александр Усовский
историк, писатель, публицист
Обсуждение закрыто.